Общественные отношения людей философия

Общественная жизнь основывается на совместной деятельности людей. Человеческая деятельность - источник формирования, условие и способ существования этой жизни, движущая сила ее развития. О человеческой деятельности можно говорить с момента изготовления человекообразным существом первых орудий труда. Их создание есть процесс не только его выделения из естественно-животного мира, но и формирование им самого себя и мира своего бытия, обеспечение себя в нем жизненными средствами, поддержание функционирования собственного организма.

Разумеется, жизнь человека не ограничивается биологическим существованием. Он живет также в социальном и духовном измерениях. Человек есть единство биологического, социального и духовного. Деятельность во всех трех измерениях предстает как процесс универсализации человеческого отношения к миру и одновременно как становление целостности самого человека - основы общества, субъекта и цели исторического развития.

85

Многоплановость человеческой жизни позволяет классифицировать деятельность в зависимости от объектов (экономическая, политическая, правовая, религиозная) и субъектов (индивидуальная и коллективная, народное движение, классовая борьба); на основании объективных тенденций развития общества (прогрессивная, консервативная, революционная) и его системы ценностей (позитивная и негативная, законная и незаконная, моральная и аморальная). Однако любая деятельность связана с ее основными видами: материальной и духовной. Они возникают (и в дальнейшем сами дифференцируются) в ходе становления и развития общества. Таким образом, деятельность выступает способом бытия человека и общества.

Деятельная сущность человека преломляется в таких понятиях как труд, производство. Труд человека представляет собой целенаправленное изменение вещества природы, а вместе с ним и самого себя. Являясь выражением творческой сущности человека, труд не просто формирует соответствующие основы жизни, а выступает системосозидающим фактором общества. Термином производство обозначается особая форма взаимодействия материальных преобразований - обмен веществом, энергией между человеческим обществом и всем остальным внешним миром, природой. Процесс этого обмена представляет собой социальное преобразование природы с целью удовлетворения растущих человеческих потребностей. Собственно, только в производстве общество становится саморазвивающейся системой. Здесь создается материальный продукт, духовное богатство человечества, формируется сам человек, возникают объективные связи и отношения людей.

Современная общественные социальная философия усматривает в общественных связях ту «клеточку» социума, с которой необходимо начинать его изучение. Общественные связи разнообразны по форме и организуемому ими содержанию. Непосредственное взаимодействие людей общественные отношения людей философия друг с другом осуществляется в виде общения.

Общением называются живые, межсубъектные отношения людей. Структура человеческого общения диалогична. Ход общения предполагает социальное действие: постановку целей и определение средств их достижения, занятие (или смену) субъектом определённой социальной позиции, выполнение человеком конкретной социальной роли, обмен информацией, опытом, непосредственную и опосредованную кооперацию людей, то есть соединение разделённых звеньев человеческой деятельности в единое целое. Изменяя социальную позицию, человек реально или мысленно ставит себя на место другого, действует за него. В ходе общения обнаруживается таким образом социальная эквивалентность и взаимозаменяемость индивидов.

В сложно организованном обществе непосредственное общение

.

86

Общественные отношения - это многообразные формы взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между отдельными людьми, различными социальными группами, а также внутри них.

Общественные отношения объединяют разрозненных индивидов в единое «многополярное» целое, придают их действиям определённое единообразие, стабильность и социальную эффективность.

Социальная философия различает отношения между людьми двух типов: отношения личного общения и социально-анонимные отношения.

Личные отношения между людьми вырастают из жизнедеятельности каждого человека и потому их иногда называют «естественными» и «органическими». В ходе усложнения общественной жизни ещё в оболочке личных отношений начинают формироваться отношения более сложного типа. Личное в отношениях приобретает превращенную (замещённую или отчуждённую) форму. В личные отношения людей вклинивается посредник, чаще всего - «звонкая монета». Она обусловливает переход к опосредованным (или собственно социальным) отношениям.

Собственно социальными отношениями философия считает отношения, интегрирующие раздробленных или «атомизированных» индивидов. Отношения такого рода связывают людей опосредованно, без непосредственного контакта между ними, а иногда - без четкого осознания человеком характера и даже наличия таких связей. В общественные ассоциации людей подталкивают объективные потребности, которые диктуют их носителям необходимо-принудительные формы связи, обусловленные чаще всего своекорыстным интересом и меркантильным расчётом. Личные отношения заменяются отношениями вещными (через вещи). Массовые формы объединения людей в рамках социально-корыстных отношений возникают в обществах с рыночной экономикой. В частнопредпринимательском обществе индивиды взаимодействуют, входя в производственно-финансовые объединения, акционерные компании, принимая участие в деятельности транснациональных корпораций, фирм, являясь представителями деловых кругов и вообще объединений «людей своего круга». К объединениям такого рода относят различные политические группы: ассоциации, партии, движения, административные институты -вплоть до государства. На фоне формального равенства людей, которые объединены социально-общественным видом отношений, никто не скрывает, что видит в своём контрагенте средство для достижения собственной выгоды. Общественные отношения выполняют роль форм производственного, торгово-экономического, социально-политического, межэтнического и межкультурного общения и т.д.

В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные.

87

Идеалистическое понимание общественных отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.д. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма, «порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека.

Выделение всего многообразия общественных отношений, и прежде всего материальных и духовных, позволяет увидеть в обществе самостоятельную целостную систему._

Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен.

Общество имеет сверхсложный и иерархический характер; многообразие его подсистем определенным образом скоординировано и субординировано. Но то, что делает его системой, связывает людей и их разрозненные действия, средства и механизмы этих действий в единый социальный организм, - это общественные отношения. Именно система этих отношений и составляет специфическую природу общества.

Источник: Алексеева Л.О., Додонова Ф.О.. ФИЛОСОФИЯ / Учебно-методическое пособие для студентов / Донецк: ДонНТУ технических вузов. 2007

  1. В.В.ПОХЛЕБКИН. Татары и Русь.360 лет отношений Руси с татарскими государствами, 2000
  2. Салеев, В. А.. Основы эстетики : учеб. пособие, 2012
  3. Д. В. Калюжный, Я. А. Кеслер. Другая история Российской империи, 2004
  4. В. Т. Харчева. Основы социологии / Москва, «Логос», 2001
  5. Ю. М. Иванов. Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире, 1991
  6. Соколов А.К.. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. -, 1999
  7. Алексеев, А. И.. Россия: социально-экономическая география: учеб. пособие, 2013
  8. Е.В. Веницианов и др.. Экологический мониторинг: шаг за шагом, 2003
  9. А.Е. Чечетина. Основы оперативно-розыскной деятельности, 2007
  10. Момджян К.Х.. Введение в социальную философию, 1997
  11. Феклистова С. Н.. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха, 2008
  12. Новиков Ю. В.. Экология, окружающая среда и человек: Учеб, пособие для вузов, средних школ и колледжей, 2005
  13. Джош Макдауэлл. ВЗАИМОСВЯЗЬ с отцом, 1998
  14. В.Н. Ла вриненко, проф. В.П. Ратников. Философия: Учебник для вузов, 2010
  15. А. С. Михлин. Уголовно-исполнительное право, 2008
  16. Судариков С. А.. Право интеллектуальной собственности, 2008
  17. О.П. Бибикова, к.э.н. Н.Н. Цветкова. Страны Востока в контексте современных мировых процессов: социально-политические, экономические, этноконфес- сиональные и социокультурные проблемы., 2013
  18. Лев Безыменский. Гитлер и Сталин перед схваткой, 2000
  19. Горбунова Е.М., Ларионова М.В.. АНАЛИЗ РИСКОВ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙРОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯВ УСЛОВИЯХПРИСОЕДИНЕНИЯК ВТО, 2007

- Аксиология - Аналитическая философия - Античная философия - Антология - Антропология - История философии - История философии - Логика - Метафизика - Мировая философия - Первоисточники по философии - Проблемы философии - Современная философия - Социальная философия - Средневековая философия - Телеология - Теория эволюции - Философия (учебник) - Философия искусства - Философия истории - Философия кино - Философия культуры - Философия науки - Философия политики - Философия разных стран и времен - Философия самоорганизации - Философы - Фундаментальная философия - Хрестоматии по философии - Эзотерика - Эстетика -

- Педагогика - Cоциология - БЖД - Биология - Горно-геологическая отрасль - Гуманитарные науки - Искусство и искусствоведение - История - Культурология - Медицина - Науки о Земле - Политология - Право - Психология - Публицистика - Религиоведение - Учебный процесс - Физика - Философия - Эзотерика - Экология - Экономика - Языки и языкознание -


Источник: http://texts.news/filosofiya-uchebnik-besplatno/ponyatie-obschestvennyih-otnosheniy-suschnost-24198.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

2. Понятие общественных отношений, их сущность и структура Тушь для ресниц revlon mascara отзывы

Общественные отношения людей философия Общественные отношения людей философия Общественные отношения людей философия Общественные отношения людей философия Общественные отношения людей философия Общественные отношения людей философия

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ